Стоит ли продавать свой стартап?

продажа стартап

Автор: Александр Долгорукий

История с подростковым фотомессенджером Snapchat взбудоражила умы стартаперов всего мира и тех, кто о создании своего стартапа еще только мечтает.

Я уверен, что большинство из тех, кого я перечислил выше, думает примерно так: «Эх, если бы мне предложили хотя бы десятую, двадцатую, сотую… часть того, что предложили за Snapchat я бы заплакал от счастья и, не раздумывая продал».

Но может потому что большинство так думает, у них и нет стартапа который бы заинтересовал самого Цукерберга? Тем более нет стартапа, за который предлагают 3 млрд. долларов.

После громкой истории Snapchat вновь разгорелись споры: нужно ли жертвовать независимостью и продавать свой стартап инвестору, а если продавать, то на какой стадии, и за какую стоимость.

Прежде чем я напишу небольшой пул советов по продаже стартапа, предлагаю «пробежаться» по историям тех стартапов, которые были проданы крупным инвесторам и что в итоге из этого вышло.

Против продажи инвесторам стартапа практически все истории приобретений корпорации Yahoo.
Я говорю о социальном сервисе Delicious (проект, где пользователи делятся друг с другом интересными ссылками) и MyBlogLog (агрегатор авторских блогов с сообществом).

В результате продажи основателей проектов попросту игнорировали, менеджмент постоянно ротировали, в общем проекты превратились в настоящее бюрократическое болото.

В результате всего этого практически все сервисы, включая и Flickr также приобретенный Yahoo медленно умирают.
Еще один пример – проект Broadcast.com купленный Yahoo за 5.69 млрд. долларов. Сейчас годовой оборот проекта (интернет-радио и видеотрансляции) в 57 раз ниже цены заплаченной инвестором.

Но не всегда стартапы продаются инвестору из желания получить кругленькую сумму (хочется сказать: «Кто же от нее откажется»? Но как, оказалось, есть такие).

Бывают случаи, когда финансовые ресурсы исчерпаны, проект останавливается, замирает и вот-вот умрет. Элементарно – нужны деньги. Например: стоило ли продавать YouTube за «смешные» по нынешним временам деньги – 1.66 млрд. долларов? Стоило! У компании не было доходов вообще. Коммерческий проект находился в состоянии коллапса.

И если бы не продался, то, скорее всего, умер бы, и его отцы-основатели не получили бы ничего.
Можно привести в пример еще и историю продажи онлайн-газеты Huffington Post за более чем 300 млн. долларов, и такая продажа пошла на пользу этому проекту.

Видео: Стартап года-2013. 3 молодых предпринимателя накормят Россию?

После приобретения в прошлом году Фейсбуком проекта Instagram его популярность возросла, резкое увеличение посещаемости дает надежду, что проект будет коммерчески удачным.

Эти примеры приведены мною не случайно. Основываясь на них, а также на собственном опыте инвестирования в проекты я предлагаю:

Продавать стартап:

  • – если инвестор предлагает гораздо больше денег чем основателям нужно для того, чтобы их мечта сбылась в отношении проекта. И еще: если основателям все равно, что будет с проектом после его продажи (такое тоже бывает и довольно часто);
  • – если инвестор предлагает деньги, за счет которых вы не будете «размазывать» свои усилия по всему проекту, затыкая то тут, то там образующиеся «пробоины» (стартаперы меня поймут). Если полученные проектом инвестиции помогут сосредоточить внимание основателей на главных вопросах развития проекта, передав другие, например – нетехнические, нанятым специалистам;
  • – если вопросы монетизации проекта зашли в тупик, а все усилия не приводят к положительным результатам.

Не продавать стартап:

  • – если вы понимаете, что инвестор хочет чтобы основатели остались в проекте, но их участие в управлении будет сильно ограниченно тем же инвестором. Проверить это легко: изучите историю управления проектами, в которых этот инвестор участвует;
  • – если вы еще молоды, уверены в себе и своих возможностях и готовы свой проект превращать в серьезный бизнес, а не заниматься его технической или технологической стороной. Этот пункт очень важный. Кто вы? Бизнесмен или технарь?

Комментариев: 2

  1. Ник

    Так как вы думаете, правильно ли поступило руководство SnapChat? Многие в сети говорят, что они решили отказаться из-за мощного PR.

    Лично моё мнение лучше бы брали деньги. Сомневаюсь что это приложение когда-либо выстрелит.

    • Александр Долгорукий Сообщение автору

      Я считаю, что когда речь идет о таких деньгах, о деньгах уже не думают. Ну, продаст он свой бизнес не за 3 млрд., а скажем за 2, или даже за 1 млрд., что это меняет, по сути, для одного конкретного молодого человека неожиданно ставшего супербогатым? А так, действительно… удивил и заставил говорить о себе весь мир.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Top