Инвестиционный меморандум – ключик к сердцу инвестора

инвестиционный меморандум

Инвестиционный меморандум — это своего рода заявление направляемое инвестору соискателем инвестиций о желании привлечь финансирование в свой бизнес. Это самый первый документ, являющийся начальным звеном в цепи отношений между ищущим инвестиции и инвестором. Документ, который призван привлечь интерес к проекту, этот документ рассылается по потенциальным инвесторам и содержит минимум информации необходимой для определения соответствия проекта интересам и критериям инвестора.

Важно понимать, что Инвестиционный меморандум это ни в коем случае не бизнес-план или технико-экономическое обоснование (ТЭО).

Структура инвестиционного меморандума сильно отличается от бизнес-плана, инвестиционный меморандум призван детализировать инвестиционные возможности, раскрыть правовые обязательства бизнеса и описать возможные риски. Данный документ нацелен не на продажу проекта, а на обозначение реальности получения прибыли, и в еще большей степени на реальность возврата вложенных средств – вероятности убытков.

Что должен содержать инвестиционный меморандум:

  • Предлагаемая структура инвестиций (сделки);
  • Текущая структура собственности компании;
  • Общая информация о компании, о ее учредителях и менеджерах;
  • Информация о деятельности компании;
  • Подробное описание рисков инвестиций в проект (рынки капитала, оценка акций, политическая и экономическая ситуация, формат отчетности, бухгалтерский учет и аудит, налогообложение и др.) Management information;
  • Направление использования инвестиций;
  • Информация об имевших место и планируемых транзакциях, которые могут повлиять на интересы инвестора, информация о дочерних структурах компании, ее инвестициях (если есть);
  • Структура долга;
  • Ограничения по срокам инвестиций.

Это стандартный американский вариант инвестиционного меморандума, он скорее предназначен для уже существующих и известных компаний запрашивающих инвестиции у осведомленных об их деятельности и проектах инвесторов. Для венчурных инвестиций, инвестиций в новые проекты, а также для предпринимателей из стран бывшего СССР необходимо дополнить стандартный меморандум рядом дополнительной или более подробной информации, вот такой меморандум будет более адекватен нашей действительность:

§ Резюме:

  • — краткое изложение информации о деятельности компании;
  • — предлагаемое использование средств, включая ожидаемые экономические результаты и структуру капитала после инвестиций;
  • — стратегия инвестирования;
  • — цели руководства предприятия по созданию собственного капитала.

§ Отрасль экономики:

— краткая справка о состоянии отрасли в мире и на местном уровне;
— сильные и слабые стороны конкуренции.

§ Сведения о компании:

  • — историческая справка;
  • — сведения о приватизации;
  • — тип собственника и юридическая структура (акционерный капитал, список основных держателей акций, доля акций, находящаяся во владении руководства компании, рабочих, юридических и физических лиц, доля акций, находящихся во владении государства);
  • — дочерние компании и другие инвестиции компании.

§ Сведения о производстве:

  • — недвижимость, оборудование;
  • — объем производства и производственные затраты (модернизация компании, производственные мощности на единицу продукции и существующая производительность на единицу продукции);
  • — упаковка;
  • — патенты, торговая марка, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
  • — сырье и постановки, основные постановщики;
  • — обслуживание оборудования.

§ Маркетинг и реализация продукции:

  • — рынок (количество возможных клиентов, их потребности, уровень цен, возможные конкуренты);
  • — стратегия маркетинга и достигнутые результаты;
  • — существующая и новая продукция;
  • — структура продаж, торговый персонал, способы оплаты труда торгового персонала;
  • — ценообразование, включая методику установления цен и их пересмотр;
  • — сеть реализации и возможные новые методы реализации;
  • — способы оплаты за продукцию основных клиентов (возможные варианты).

§ Менеджмент и рабочая сила:

  • — директора и менеджмент (генеральный директор, члены совета директоров, директор по финансам и менеджеры основных подразделений); возраст, образование, практический опыт, описание деятельности;
  • — организационная структура менеджмента;
  • — персонал (количество рабочих, структура заработной платы, прошлые трудности, потенциальные источники рабочей силы).

§ Разное:

  • — непредвиденные обстоятельства;
  • — юридические вопросы;
  • — законодательные вопросы;
  • — торговая марка.

§ Финансовая информация:

  • — управление отчетностью и информацией, включая компьютеризацию;
  • — финансовые данные;
  • — примечания к финансовым данным (в случае необходимости);
  • — вопросы налогообложения и возможные альтернативные решения.

Несмотря на развернутую структуру, меморандум не должен терять главного своего качества – краткого, четкого и конкретного изложения исключительно фактов.

Инвестиционный меморандум – повод для инвестора начать переговоры с автором проекта. Но инвестор не будет сходу подробно разбираться во всех тонкостях бизнеса и проекта, ему нужно общее впечатление, и в тоже время, он достаточно занятой человек, чтобы читать опус опытного консультанта из мира маркетинга. Получив документ в той структуре, что предложена выше – инвестор найдет все необходимые ему ответы на возникающие вопросы по компании привлекающей инвестиции.

Важный момент – инвестору необходимо понимать, как он вернет свои деньги – он должен видеть и понимать возможные варианты выхода из бизнеса. Данная информация также должна быть отражена в инвестиционном меморандуме.

Далее инвестор заинтересовавшийся меморандумом – запросит новые документы и захочет познакомиться с управляющей командой проекта. Если это произошло – Ваш инвестиционный меморандум достиг своей цели.

Посмотрите, возможно будет интересно: «Как привлечь деньги в инвестиционный проект!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.